sfdpnjfv20zrz20xngk1b1v.jpg
RU  EN 

Возвращение к реальности. Образ жизни. Формы жизни.

Возвращение к реальности. Образ жизни. Формы жизни.
  Проект "Срезы" представляет собой три расписанные вручную полотна, составленных из тканей, уже существовавших когда-то в пространстве обитания. Белые винтажные наволочки, простыни, скатерти, подзоры  из  моей коллекции скреплены между собой винтажной черной нитью –  контуром, объединяющим отдельные  элементы в полотна размером примерно 3х3 м каждое, на которых отображены силуэты и образы людей в их современном существовании. Полотна символизируют среду обитания  жителей трех зон – центра Москвы, городских окраин и дачных поселков.

  Все изображения выполнены в ахроматической гамме, вызывая ассоциации с эфемерными тенями-образами и графическими знаками-символами. В каждом пространстве, населенном различными людьми, своя смоделированная ими специфическая среда обитания.

  В полотне, отображающем спальные районы Москвы,  предстают сюжеты из повседневной жизни домохозяек, мам, бабушек, детей из песочницы, учеников из школ и подростков со дворов. Все жанровые сцены происходят на фоне многоэтажек, затянувших небо и огородивших уютные пространства для жизни детей и создающихся семей.

  В среде обитания загородных пространств я изобразила знакомые образы обычных жителей деревни. Это  – бабушки, пережившие войну, всю жизнь создающие условия для поддержания жизни, работая на земле. Они сидят на фоне старого бревенчатого дома и созерцают окружающее пространство, на их веку неоднократно менявшееся и не всегда в лучшую сторону. Вокруг свежая зелень, природа, грядки садовой клубники и бескрайние поля. На берегу реки я расположила городских туристов, упивающихся благолепием дачного отдыха.

  Третье полотно отличается от двух предыдущих.
Здесь я создала образ центра Москвы. Мегаполис. Нет живой природы.
Не видно неба и практически отсутствуют образы людей, несмотря на то, что изображена толпа. Все бегут, спешат на работу,  на борьбу за место под солнцем.

Здесь действие происходит не на фоне окружающей среды. Она здесь отсутствует, все превращается в сплошной поток. Историческая архитектура Москвы представляется ее обитателям только офисами и препятствиями на пути дорожного движения. Здесь люди сами делают негативной и враждебной окружающую их среду.  


Все три полотна связаны между собой, стилистически переходя друг в друга. На выставке в здании Третьяковской галереи на Крымском валу они расположены в трех оконных проемах главного вестибюля. Такое расположение должно подчеркнуть смысл, как всего произведения, так и пластическое решение каждого конкретного действующего лица, изображенного на полотне.

Проникающий из окон свет подчеркивает ветхость и сложность некоторых материй, из которых состоит инсталляция.
Все ткани использовались в быту и время оставило свой след в виде истонченности, разорванных швов и аккуратно нашитых заплаток, а также проявляет филигранность кружев и вышивки, когда-то призванной создавать красоту в интерьере и уют в доме.

  Вся инсталляция вызывает ассоциацию с пространствами,  закрытыми стеклом от зрителя, делая его наблюдателем протекающей за окном жизни, давая возможность на время отделить себя от персонажей, изображенных на полотнах,  и оценить для себя их действия, сделать выводы, наблюдая со стороны,  не находясь в потоке и не являясь активным участником событий.  Но с другой стороны инсталляция дает возможность зрителю самому сделать выбор и погрузиться в изобразительные мотивы, находя близких себе или похожих на себя персонажей.  В этом заключается одна из основных задач современного искусства – сделать посетителя не только созерцателем, но дать ему возможность почувствовать себя участником произведений, созданных художниками под впечатлением от наблюдения окружающей нас среды, где каждый является творцом, строя свою жизнь и формируя пространство вокруг себя.


Екатерина Дмитриева