sfdpnjfv20zrz20xngk1b1v.jpg
RU  EN 

Свойства Памяти

Свойства Памяти
Свойства памяти

    Этот проект отображает самую удивительную по моему мнению способность человека. Способность запоминать прошедшее  – удерживать в памяти образы ушедших от нас людей, давно и бесповоротно прошедших времен и минувших событий. Это чудесное свойство памяти составляет в результате личность человека и проявляется во всем .

На протяжении всей жизни мы несем в себе богатейшее собрание воспоминаний, как коллекционер собирает исторические раритеты и полотна талантливых живописцев, формируя коллекцию, так и каждый из нас создает ее в своей памяти из воспоминаний и впечатлений.

    Детские воспоминания наполняют нашу память сказочными событиями и волшебными сюжетами. Это и детский мультик про Чебурашку, и сказка про Золушку, и праздник в детском саду, когда на елку пришел самый настоящий Дед Мороз!

Первые успехи или неуспехи  в школе, а затем развитие и самореализация в любимой или нелюбимой профессии, взаимоотношения с окружающими людьми и общение с новыми знакомыми.

Все произошедшее с нами  формирует богатство ценностей в памяти человека, до которого никогда не доберется ни один экономический кризис,  это богатство остается с нами навсегда вне зависимости от происходящих вокруг событий.

    Основная задача данного проекта изучение свойств человеческой памяти как частного собрания, которое как и любой живой организм растет и изменяется. Коллекционер может менять уже не интересные для него произведения на новые раритеты, коллекция живет вместе с ее обладателем, а после того как он покинет этот мир остается отображением его характера, вкусовых предпочтений в искусстве и красоте для его близких, родственников и для дальних потомков.

В то время как память человека не остается нигде, никто не сможет ее увидеть, рассмотреть поближе и оценить, хотя часто такое собрание во множество раз ценнее самой редкой коллекции.

     Именно такое собрание я хотела представить перед зрителями в экспозиции выставки  «Свойства Памяти».
     Зритель увидит живописные полотна, отображающие застывшие мгновения, пробегающие мимо человека, которым в будущем дано будет сплестись  в яркий застилистый орнамент жизни.

Вот первые шаги маленького ребенка посреди раскидистых цветущих веток старого сада. Весь мир как будто вращается вокруг этого маленького человечка, и он на мгновение становится центром вселенной в непреодолимой тяге к  вечному движению вперед (Картина "Первые шаги").

  И вот энергия  всей пробужающейся природы сконцентрировалась в непоседливом ребенке, под благовест колокола прыгающего по лужам, радуясь весне ("Колокольный звон").

Вечная вера в чудо наполняет жизнь  маленькой девочки, поверившей в сказку о том, что ее ушедший в мир иной хомячок улетел в окошко ("Хомячок улетел") и щедро одаривает счастьем маленьких ребятишек, увидевших народное гуляние по случаю проводов зимы в сером московском дворике ("Масленица") или яркий праздник в детском саду  на сером фоне еще не проснувшейся от зимы природы ("Кораблик").

    Детство уходит, оставляя в нашем сердце веру в чудо, а она уже не покидает нас всю жизнь, снова и снова даря радостные минуты счастья.
Радость бушующего лета, щедрого солнца, цветочное изобилие (в картине «За столом»), майская зелень, озаренная весенним светом, пробивается сквозь скучное окно темного кабинета (в картине «Портрет на фоне света» )  продолжает согревать нас и во взрослой жизни, когда уже мы сами должны не только  верить в сказку и ждать праздника, а дарить его окружающим, возрождая веру в чудо.

    Горизонтально по длине экспозиции параллельно живописному ряду картин  идет ряд раскатанного рулона винтажных бумажных обоев в настолько мелкий и раздражающий рисунок, что сложно представить себе человека, который  хотел ими обклеивать стены помещений, где могли бы находиться люди. На этой «Ленте Памяти», как на черно-белой фотопленке отразились и застыли события из повседневной жизни людей, свидетелями которых могли стать эти обои.

    В центре зала по моему замыслу  должно располагаться «Полотно Памяти» вертикально по направлению от потолка к полу и сворачиваться по спирали, чтобы зритель мог пройти вглубь и оказаться внутри, попадая в «Скрытое Пространство Памяти»

     В "Пространстве Памяти" мы  видим детскую кроватку, стоящую на почве воспоминаний, из которой произрастают хрупкие первоцветы, непобедимые в своей тяге к свету, они пробиваются через дно кроватки.
И это не случайно, ведь самые яркие впечатления оседают в подсознании и памяти человека от первых мгновений примерно до пяти лет его жизни,  и в будущем они формируют его отношение к окружающему пространству, его отношение к людям, его вкус, характер и т.д.

    Затем перед зрителем вырастает «Стена Памяти» в виде четырех окон, между собой соединенных  натянутыми веревками и атласными лентами, на которых висят прикрепленные винтажными прищепками такие же  полотна, но меньшего размера. На них тоже изображены силуэты и события ушедшего прошлого, вызывая у зрителя ассоциации с просмотром черно-белых  слайдов на простынях.

Эта часть инсталляции вызывает ассоциацию с пространствами,  закрытыми стеклом от зрителя, делая его наблюдателем протекающей за окнами жизни, давая возможность на время отделить себя от персонажей, изображенных на полотнах,  и оценить для себя их действия, сделать выводы, наблюдая со стороны,  не находясь в потоке и не являясь активным участником событий.

     Со «Стены Памяти» воспоминания собирают  в «Корзины Памяти» и уносит с собой «Духи Памяти» -  существа, сотканные из воспоминаний. Рядом с ними «Дух Забвения», который зонтом отгораживается от преследующей их пелены воспоминаний и на нем (на зонте) проступают негативы изображенных на пелене сюжетов и впечатлений. Все вместе они составляют скульптурную группу.
    
    Им предстоит утилизировать все это обилие информации с «Покрова Подсознания», который направляется  противоположной от кроватки стороной спирали  в стиральную машину.

За всем следят «Духи Памяти». Они парят над стиральной машинкой и следят, чтобы воспоминаний не накапливалось слишком много, уничтожают лишнее, ненужное, тяжелое, опасное.
  Из внешней стороны стиральной машинки выходит уже отстиранный  «Покров Памяти». Он вызывает ассоциации с заснеженными горными вершинами, полями, степными далями. На нем появились проталины и вырастают подснежники.  

    Инсталляция дает возможность зрителю самому погрузиться в изобразительные мотивы, находя близких себе или похожих на себя персонажей.  
В этом заключается одна из основных задач современного искусства – сделать посетителя не только созерцателем, но дать ему возможность почувствовать себя участником произведений, созданных художниками под впечатлением от наблюдения окружающей нас среды, где каждый является творцом, строя свою жизнь и формируя пространство вокруг себя.


Екатерина Дмитриева