sfdpnjfv20zrz20xngk1b1v.jpg
RU  EN 
Странники...
Странники и Собиратели - мой выставочный проект частично представленный на Московской художественной ярмарки  Арт Манеж 2011. Сюжеты картин, инсталляций и арт-объектов объединены общей темой странствий.

Давайте попробуем разобраться, о каких именно странствиях пойдет речь в этом проекте.

Есть путешествия, командировки, туризм и отдых, экспедиции и скитания, погони или поиски.
Да и весь наш мир находится в постоянном движении: летят ветры, постоянно обновляется и не задерживается на одном месте вода. Вращаются, притягиваются и отдаляются друг от друга небесные тела – возможно и все мы куда-то летим в необъятном космосе.  
Странствие –  это неотъемлемая часть нашей природы.

Странствуют животные в поисках воды и новых пастбищ, перелетные птицы летят за теплом и солнцем в южные страны. А тем более человек, он странствовал всегда. В древнейшие времена, преследуемый ледником, позднее в поисках новых пастбищ для скота и лучших земель.  

Кроме  вынужденных переселений существовала и потребность в новой информации,  в познании окружающего пространства и развитии  самого себя как части огромного неведомого мира.
Вспоминается образ христианского пилигрима, идущего из Средневековой Европы на Святую Землю в Иерусалим на поклон к гробу Господню. Пилигримы приносили с собой пальмовые ветви, такие же, как те которыми приветствовали Христа за много лет до них.
Само явление поклонения святыням не новое, оно было в дохристианские времена, когда в языческие храмы к оракулам и на богослужения стекались толпы верующих

Не только вера была целью путешествий, но и «спортивный» интерес и жажда новых ощущений, иногда за паломниками следовали представительницы древнейшей профессии. Странствовали артисты и в Древнем мире и в Средние века, в том числе и на Руси, где сохранились сведения о том, что артисты договаривались заранее о направлении пути гастролей, чтобы не пересекаться. У бродячих музыкантов и циркачей спрашивали совета в лечении болезней, ведь они много путешествовали и видели больше, чем люди, всю жизнь прожившие на одном месте.

По моему мнению основную роль в развитии человечества сыграли именно путешествия.

Приходят на ум крестоносцы, впервые привезшие с востока ароматические масла – первую косметику. Для людей темных веков простое ароматное масло казалось эликсиром вечной молодости, а нежнейшая тонкая хлопковая ткань зримым воплощением совершенства красоты.

Можно представить себе культурный шок человека, впервые ощутившего на себе шелк, а  до этого одевавшегося только в грубый лен и колючую шерсть. Это актуально не только для Средневековья, еще совсем недавно люди, выезжавшие за границу из СССР, всегда отличались от окружающих советских граждан: каким предметом культа для многих были заграничные джинсы или жвачка!

Все новое и неизведанное внушает человеку непоколебимую жажду открытий.

Мы можем только догадываться, какой эмоциональный подъем испытывал Васко Да Гама,  видя долгожданный  берег Индии, или Чарльз Дарвин, отправившийся в 1831 году в кругосветное путешествие на долгие пять лет (а многие наши современники столько же времени просиживают штаны в вузах, когда возможностей намного больше, чем было в XIX веке у Дарвина).  

Но не всегда путешествия и походы приносили положительный результат: поход на Россию Наполеона или скитания на чужбине Афанасия Никитина, а сколько наивных мечтателей едут за голливудской мечтой из бедных районов далеких стран.

Случаются и вынужденные странствия, когда людям в силу обстоятельств, приходилось покидать родные места.

Первыми мне на ум  приходят атланты – уцелевшие после катастрофы жители одноименного острова, возможно континента, по рассказу Платона вследствие неясных обстоятельств затонувшего в океанских глубинах,  Странствия Ноя с его семьей в ковчеге во время Великого потопа – скитания, вызванные явлениями природных стихий.

Но и созданные самим человеком обстоятельства часто заставляли людей скрываться и искать убежища в чужих землях. Аменхотеп IV (известный в народе как муж Нефертити) установил в древнем Египте культ единого бога, отнял власть и земли у священников, погрязших в коррупции  и фарисействе, в результате вынужденных скрываться и искать убежища (те, конечно, которых еще не успели казнить). Уже его приемник Тутанхамон возвратил старую веру, вернул права опальным жрецам и культ «старых» богов, вынуждая теперь уже скрываться новых «старых» служителей культа.

Иконоборцы преследовали и казнили иконопочитателей и иконописцев, вынуждая их искать убежища в чужих землях. Так и в России большевистское правительство стремилось уничтожить тлетворную по их мнению религию, мешающую новому коммунистическому обществу. Наиболее удачливым священнослужителям удалось бежать за границу. Но не только священники, и многие граждане Российской Империи добровольно покинули родину в надежде на спасение и свободу от тоталитарного режима.
Кому не удалось вовремя убежать, оказались в лагерях и тюрьмах, многие навсегда… Долгие годы беженцы скитались по всему миру в поисках постоянного места жительства в новых странах.

Во всех странах в разные периоды вспыхивали революции и войны, воцарялись диктаторы,  заставляя людей за свободой и спасением уходить в добровольные скитания на чужбину. Многие из России бежали во Францию, где титулованные особы становились беднее самых нищих французов, но кому-то наоборот сказочно везло.
А за век до 1917 года Россия и другие страны становились домом для скрывавшихся от гильотины Французской революции.

Во время Гражданской войны и Второй мировой  русские беженцы спасались от голода и смерти в Средней Азии – по сравнению с разрушенными городами  их родины  эти земли казались  Раем на земле.  В наше время жители из бывших советских республик приезжают  в Россию на заработки.

Одной из основных целей странствия, по мнению автора, является свобода: крепостные крестьяне бежали от своих хозяев в дальние земли и становились сами хозяевами своей жизни,  старообрядцы, преследуемые реформами патриарха Никона, отказываясь менять веру,  ушли настолько далеко в непроходимые леса Сибири, что и сейчас добраться к ним можно только на вертолете.
Непостижимо, как они в XVII в. смогли проделать такой путь с маленькими детьми, скотом, со всеми вещами,  построить на пустом месте деревню и распахать поле. Как говорили их современные потомки, они работали так, что "рубашка горела", и что если: "есть баба и топор, то это уже деревня". Особенности быта странников очень специфичны: все имущество и личные вещи нужно переносить с собой, все значительно осложняет отсутствие продуктов и воды, в жару, в пустыне или на холодном севере.

Наряду с целыми народами, такими как цыгане, которым официально запретили кочевать только где-то в середине  ХХ века или переселение кочевников в  Европу во время Великого переселения народов в период развала Римской империи, были и отдельные лица, выбравшие для себя дорогу. Это и Евангельские апостолы, и многочисленные проповедники, юродивые и блаженные, многие из которых были причислены к лику святых церковью. Частично образы этих людей и послужили прототипами для  героев этой серии моих работ - «Странники и Собиратели».

Хочется отметить странников – героев литературных произведений русских классиков.

Когда в школе на уроке литературы «недалекая» от литературы учительница с пафосом, осознавая свое превосходство над ничтожными, по ее мнению, умами подрастающего поколения задала вопрос по произведению Островского «Гроза», кто из героев пьесы остался свободным до конца, и услышала мой ответ будущего художника Екатерины Дмитриевой: «Странница Феклуша», то в классе все рассмеялись. Но неужели кто-то думает, что там был свободным кто-то еще? Во многих произведениях А.П. Чехова тоже прослеживается тема путешествий и передвижений на дальние расстояния с целью изменить свою жизнь. Да и сам писатель отправился за вдохновением в Сибирь и много путешествовал в других странах

Можно скитаться без цели и без результата, можно не ходить далеко и все находить рядом с собой, можно много смотреть и ничего не видеть, можно радоваться простым вещам и не удивляться редким диковинам. Можно воспринимать как путешествие прогулку рядом с домом или видеть в дальней поездке только прогулку до магазина.

Еще совсем не так давно с одной окраины Москвы до другой можно было не успеть доехать за один день, сейчас это час на метро или четыре по пробкам,  за это же время можно долететь из Москвы в другую страну.

В современном мире передвижение на дальние расстояния, передача  информации, мысли, идеи уже не кажется фантастикой. Со времен появления почты и описания Гончаровым быта дворян в романе «Обломов», где новое письмо долго боялись читать, опасаясь плохих новостей, изобретение телеграфа, пейджера,  мобильного телефона позволяет постоянно быть в курсе событий.
Трудно было себе представить несколько лет назад возможности электронной почты или скайпа.

Странствовать не только в пространстве, но и во времени всегда во все времена давало человеку искусство.

Искусство всегда стремилось запечатлеть уходящий момент, любимый  образ, важное событие – донести через годы информацию о нем для будущих поколений  со времен наскальных росписей до новейшего времени. Это и фаюмские портреты, и триумфальные арки римских императоров, и росписи египетских гробниц, и иконопись, светская живопись времен Людовика ХIV, и советское плакатное искусство.

Искусство – это всегда путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Эту мысль отображает экспозиция моих работ «Странники и Собиратели».
Наполовину сказочные существа цепляют зрителя реальными эмоциями.

Мы видим аскета, уверенно идущего по заснеженной долине, приветствуя весну, несущего радость пробуждающейся жизни, его босые ноги оставляют на снегу проталины, через которые пробиваются на свет подснежники. Синие птицы приветствуют странника и поют гимн побеждающей весне.

Птицы – неотъемлемые герои моих работ. И в глухой деревне, и в парижском кафе («Голуби»), и в незатейливом пейзаже «Приморский городок», где ласточки свили гнездышко под черепичной крышей,  и в грандиозном полотне «Гнездышко фениксов».
Здесь странник – отважный миротворец, он принес лакомство для обреченных на голод птенчиков – фениксов, появившихся на свет в результате катастрофы,  испепелившей некогда зеленую долину. Там, где росло самое древнее и могучее дерево, ударила молния и из обуглившегося пня появились очаровательные птенчики, которые теперь с радостью из рук странника поедают волшебную огненную траву, она даст им энергию для путешествия и зарядит волшебной силой.  

Отражения не только образов странствий проступают яркими контрастами на моих  полотнах.
В картине «Кормушка»  могучая стихия суровых российских снегов противопоставлена природе хрупких птенчиков, сопротивляющихся безжизненному господству коварной зимы, находящих в гроздях рябины корм и укрытие от холодных ветров. Открытые сочные цвета алой рябины и перышек синичек на фоне ослепительно белых снегов и обледеневших веток пробуждают у лесных  обитателей  надежду на ослабление заморозков в ожидании грядущей весны. Птицы – небесные странники! Они первые чествуют приход весны.

В картине «Лебеди» изображены дикие птицы северного моря, далекие от понятного образа хрупких парковых лебедей, они ежедневно борются со стихией в ледяном море и от этого их силуэты и движения наполнены красотой и мощью, сравнимых с грацией спортсменов боевых искусств, а не тощих балерин в неуклюжих пачках.

Искусство дарит радость странствия и познания новых, известных только глазу художника сфер –  в это волшебное странствие уносит нас искусство!

Екатерина Дмитриева